Что касаемо Сестринской косметологии.
http://www.beautyland.ru/articles.php?t=98&start=1
"На фоне строго регламентированного Законом РФ порядка допуска к профессиональной медицинской деятельности, вызывает удивление огромное количества фирм и клиник, оказывающих косметические услуги, вне правового поля.
Но… Dura lex, sed lex и изменять его не позволено никому.
В данной статье мы представляем информацию о том, какие основные документы определяют профессиональную деятельность косметолога (косметолога ли?) и каков порядок легитимного прихода в специальность, связанную с оказание косметических (косметологических) услуг.
Итак, основополагающий документ – Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», которое в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет порядок лицензирования медицинской деятельности.
В тексте постановления читаем
5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
…
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
Это же требование подтверждено в основном законе, регулирующем медицинскую деятельность - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями, действующими на сегодняшний день). В статье 54 находим
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Таким образом, ключевым понятием допуска к профессиональной деятельности становится наличие у специалиста диплома, дающего право на медицинскую деятельность и сертификата специалиста. Та же статья Основ законодательства говорит нам:
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания…
Вид сертификата, наименование и продолжительность цикла последипломного образования определены Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием". Пункт 15.8 приказа определяет специализацию по программе «Сестринская косметология» продолжительностью 288 часов. Иная продолжительность цикла или другое наименование, прописанное в документах о повышении квалификации недопустимы.
По окончании курса специализации специалисту выдается свидетельство о повышении квалификации. Форма свидетельства установлена и строго регламентирована Постановлением Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. N 13 "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам".
Прохождение специализации дает право на получение сертификата специалиста по специальности «Сестринское дело». Стоит обратить внимание, что никаких указаний на подготовку в области косметологии в сертификате специалиста не содержится.
Никакие другие виды и формы документов о повышении квалификации не могут рассматриваться серьезно - «Дипломы международного образца», «Сертификаты участника образовательной программы», как бы красиво они не были напечатаны и сколькими бы печатями не были украшены, не являются документами о повышении квалификации.
Перечень специальностей, дающих право на обучение по программе «Сестринская косметология» определяется образовательным стандартом последипломной подготовки по специальности «Сестринское дело», цикл «Сестринская косметология», утверждаемым Всероссийским учебно-научно-методическим Центром МЗСР. Пункт 1.1. документа сразу же указывает нам
1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области сестринского дела допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» или среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», сертификат по специальности «Сестринское дело».
Таким образом, только 3 специальности могут быть допущены к обучению – медицинская сестра, фельдшер и акушерка. Приведенный список документов не дает права образовательным заведениям последипломного образования принимать на обучение специалистов, имеющих иное образование. Ни специалисты с высшим образованием (врачи, биологи), ни лица, имеющие другие специальности среднего медицинского образования (зубной врач, фармацевт и т.д.), ни студенты ВУЗов и ССУЗов не могут быть допущены к профессиональной деятельности в области косметологии.
Заметим как бы в скобках, что указанные документы однозначно определяют и наименование должности, которую должны занимать выпускники программы – «медицинская сестра по косметологии». Именно такая запись должна быть сделана в трудовой книжке и штатном расписании клиники (салона). При этом закон не ограничивает возможность писать специальность иначе на визитных карточках или дверях кабинета.
Программа первичной специализации регламентирована образовательным стандартом и может быть изменена не более, чем на 15%. Такое жесткое требование, с одной стороны, несколько сковывает систему последипломного образования, готовую предложить слушателям более широкий круг вопросов, но, с другой стороны, служит гарантией качества подготовки специалистов, будучи единой на территории всей страны.
Право проводить программу обучения и выдавать документы, установленные федеральным законодательством, дано государственным образовательным заведениям, имеющим лицензию на последипломное обучение по специальности «Сестринское дело». Такую лицензию могут иметь либо Центры последипломного образования работников со средним медицинским образованием, либо учреждения додипломного образования (училища, колледжи); в последнем случае последипломное образование должно быть прописано в лицензии отдельной строкой.
Затем на протяжении всей профессиональной жизни специалист не реже 1 раза в 5 лет проходит повышение квалификации в форме усовершенствования продолжительностью 144 часа.
Стоит признать, что если система первичной специализации отработана достаточно хорошо, то система усовершенствования квалификации требует поиска новых подходов к обучению. Дело в том, что многообразие методик, препаратов и аппаратуры, применяемых в косметологии не позволяет создать программу в равной мере интересную всем специалистам. В идеале, каждая медицинская сестра, работающая в области косметологии должна иметь свою «индивидуальную» программу в соответствии с тем терапевтическим спектром, который она использует или которому хотела бы научиться.
Решением проблемы дифференцированной подачи материала стала накопительная система учета часов в системе повышения квалификации (НС). Не раскрывая подробно все аспекты методики (мы опубликовали по этому вопросу большую статью в 4 номере журнала «Сестринское дело» за этот год, к которой и отсылаем всех заинтересованных читателей), замечу кратко, что НС дает возможность специалисту самостоятельно выбрать интересующие его темы в рамках краткосрочных семинаров в течение 5 лет. Набрав необходимое количество часов, специалист может претендовать на сдачу экзамена, получение очередного свидетельства об усовершенствовании и продление срока действия сертификата специалиста.
Именно такая программа разработана нами совместно с Обществом эстетистов и косметологов. Тематические краткосрочные семинары по актуальным вопросам сестринской косметологии, длительностью 1-3 дня сами по себе не могут быть зачтены в программе повышения квалификации, но в итоге, при наборе заданного количество часов, засчитываются как полноценный курс, пройденный традиционным способом.
Многообразие тем, методов, авторских методик, профессиональных линий и т.д. дает, по нашему мнению, широкую возможность творческого и эффективного обучения для заинтересованных практикующих специалистов.".